Ученые выяснили, как влияет нагревание на антибактериальность мёда

антибактериальность мёда при нагревании

Ученые выяснили, как влияет нагревание на антибактериальность мёда. Достоверно установлено, что свойства мёда при этом изменяются. Но вот в какую сторону и как сильно, простым людям неизвестно. Однако ответ на этот вопрос дает недавнее исследование биологов из Словакии. Их научный труд был опубликован в журнале «Пищевая химия» в июле 2018 года. Руководителем исследования является доктор Юрай Майтан из лаборатории апидологии и апитерапии Института молекулярной биологии в Братиславе. Мы связались с ним, и он прислал нам свой научный труд, чтобы мы могли рассказать вам о новейших открытиях, касающихся антибактериальных свойств нагретого мёда.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С МЁДОМ ВО ВРЕМЯ НАГРЕВАНИЯ

Все знают, что мёд нагревать нельзя. Объясняют это тем, что его термическая обработка приводит к исчезновению ферментов (энзимов, которые «погибают» при температуре выше 40оС) и появлению потенциально канцерогенного оксиметилфурфурола. Большинство людей считают, что этих знаний достаточно, а потому рьяно обвиняют всех, кто пьет горячий чай с мёдом или ест медовую выпечку.

Однако с нагревом сладкого пчелопродукта не все так страшно. К примеру, в своей недавней статье «В НАГРЕТОМ МЁДЕ ОБРАЗУЕТСЯ ВЕЩЕСТВО, ПОМОГАЮЩЕЕ БОРОТЬСЯ С ОНКОЛОГИЕЙ» мы рассказали об открытии японских ученых. Они доказали, что после часовой обработки при 180оС в пчелиной сладости появляется совершенно новое вещество, которое и с раком помогает бороться, и иммунитет повышает.

Но сегодня мы поговорим о другом свойстве нагретого мёда, обнаруженном биологами из Братиславы. Они выяснили, что антибактериальные свойства растопленного мёда даже выше, чем у закристаллизованного продукта. Это научное открытие опровергает страхи вокруг растапливания сладкого пчелопродукта. И, чтобы понять, к каким выводам пришли биологи, нужно разобраться, за счет чего мёд уничтожает бактерии.

АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В МЁДЕ

Антибактериальные свойства пчелиной сладости обусловлены не одним каким-то компонентом, а единством нескольких составляющих. Это могут быть полифенолы и пролин (смотрите нашу статью «МЁД СРЕДНЕРУССКИХ (СЕВЕРНЫХ) ПЧЕЛ БОЛЕЕ ЦЕЛЕБЕН, ЧЕМ У ЮЖНЫХ ПОРОД»), перекись водорода, глюкозооксидаза и другие вещества. Научная работа словацких ученых была построена вокруг двух последних «ингредиентов». И поэтому мы кратко о них расскажем.

Глюкозооксидаза – это активный белок (фермент), выделяемый особыми железами пчел. Первая «доза» попадает в нектар на стадии его сбора. Потом содержание фермента увеличивается в процессе выпаривания влаги (в это время пчелы-переработчицы также выделяют глюкозооксидазу). Сам по себе этот фермент люди уже научились синтезировать и нашли ему широкое применение в пищевой и фармацевтической промышленности, в медицине (с его помощью определяют уровень сахара в крови). Глюкозооксидаза обладает разными свойствами, но в организмах пчел она играет важную роль по поддержанию иммунитета, о чем мы скажем чуть ниже.

Что касается перекиси водорода, то это соединение образуется в мёде в результате расщепления глюкозы под влиянием глюкозооксидазы. Перекись довольно нестабильна и быстро разрушается, однако в процессе переработки нектара пчелами она не позволяет размножаться плесеням, дрожжам и разным микробам. Это-то и защищает будущий мёд от закисания. По окончании процесса созревания в пчелиной сладости остается не так уж и много перекиси, однако ее достаточно для того, чтобы значительно замедлить рост бактерий. Объясняется это тем, что перекись водорода вступает в связь с особыми белками бактериальных клеток, не позволяя им разрастаться. При чем это действие сохраняется даже в том случае, если мёд сильно разбавлен (например, водой).

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕРМООБРАБОТКИ НА АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МЁДА

Исследование словацких ученых было построено на изучении действия глюкозооксидазы и перекиси на два штамма бактерий: синегнойной палочки и золотистого стафилококка. Оба патогена весьма устойчивы к антибиотикам, особенно стафилококк, который успел приспособиться ко многим лекарствам и доставляет массу проблем пациентам стационаров. И вот если два этих «брата» погибнут от нагретого мёда, то, значит, его антибактериальные свойства не потерялись.

Для проведения эксперимента словацкие биологи приобрели 10 сортов закристаллизованного мёда у пчеловодов из разных областей Словакии. На пяти экземплярах были этикетки с надписью: «Рапсовый», на остальных: «Цветочный». Проведенный пыльцевой анализ показал, что пыльца рапса была представлена во всех образцах, однако в пяти «Цветочных» медах ее было меньше. А один образец (и это важно для понимания статьи) являлся по-настоящему полифлерным, т.к. рапса в нем было немного.

Каждый вид мёда ученые разделили на четыре порции. Одну оставили в закристаллизованном виде (контроль). Остальные три растапливали в специальных установках (аналогичных промышленным) при температуре 45, 55 и 65оC до полного разжижения. После обработки образцы оставляли охлаждаться при комнатной температуре. Надо сказать, что дольше всего растапливался рапсовый мёд: при 45оС на это ушло 120 часов. При 55оС он полностью разошелся за 6 часов, а при 65оС - примерно за 2 часа. Цветочные сорта становились жидкими за более короткий срок.

Затем ученые приступили к испытаниям на бактериях. Они поместили их в специальные планшеты и добавили подготовленные образцы мёда. Действие глюкозооксидазы и перекиси водорода на патогенные штаммы исследователи проанализировали через 18 часов. Для получения максимально точных результатов такие испытания были проведены трижды. Как оказалось, все образцы растопленного мёда гораздо лучше уничтожали бактерии нежели закристаллизованные исходники. Однако разные сорта вели себя не одинаково. Пять рапсовых медов выделяли больше перекиси водорода, а цветочные, имевшие большее количество медоносов, действовали за счет глюкозооксидазы.

Самое удивительное было то, что максимальные показатели двух оцениваемых параметров пришлись на те образцы мёда, которые растапливали при 45оС. В частности, активность глюкозооксидазы повысилась в среднем на 25% у всех протестированных образцов. Действие перекиси на бактерии было менее явным, однако ее «работа» все равно усилилась.

Максимальное содержание глюкозооксидазы было обнаружено во всех цветочных медах, но больше всего в полифлерном образце. Словацкие ученые объясняют это так: большое разнообразие пыльцы в рационе пчел способствует выработке в их организмах различных антибактериальных факторов, один из которых – это глюкозооксидаза. В дальнейшем она попадает в мёд.

Однако глюкозооксидаза чувствительна к сильному нагреву. В 2010 году в другом исследовании было доказано, что значительное снижение ферментативной активности наблюдается при интервале температур между 55 и 70оC. Если же растапливание мёда происходит при мягкой (45оС) или умеренной (55оС) температуре, как это сделали словаки, то активность глюкозооксидазы, наоборот, сильно увеличивается.

Но есть и еще два фактора, которые влияют на «работу» данного фермента. Первый – это сорт мёда. В частности, растапливание рапсовых образцов даже при 45 и 55 градусах не способствовало существенному увеличению активности глюкозооксидазы (объяснение этому следует чуть ниже). В отличие от них полифлерные сорта, растопленные при этих же температурах, показали значительно более высокую антибактериальную активность против золотистого стафилококка по сравнению с необработанными медами.

Второй фактор – время нагрева. Словацкие исследователи установили, что существенное снижение активности глюкозооксидазы было зарегистрировано при 55оС после 8-часовой обработки. Это позволило ученым сделать вывод, что длительное растапливание мёда сопровождается постепенным снижением активности данного фермента. Это обстоятельство и объясняет «слабость» глюкозооксидазы у рапсовых медов, которые разогревались аж 120 часов.

В целом же, это исследование доказало, что мёд, подвергшийся воздействию температуры в 45 и 55оС, показал сопоставимую антибактериальную активность с необработанными медами. Однако, как говорят словацкие биологи, нагревание сладкого пчелопродукта при высокой температуре или в течение длительного времени, наоборот, оказывает вредное влияние на его общую антибактериальную активность, приводя к снижению качества мёда.

Какой же вывод можно сделать из работы словацких ученых? Во-первых, растапливать мёд можно. Во-вторых, антибактериальный потенциал сладкого пчелопродукта увеличивается от температуры (в некоторых случаях даже при 65оС). В-третьих, важно соблюдать температурный и временной режимы. Поэтому, если вам по какой-то причине необходим именно жидкий мёд, то растапливайте севший продукт малыми порциями, строго следя, чтобы его температура не поднималась выше 55оС. И ни в коем случае не прибегайте к микроволновке! Только в этом случае вы гарантированно получите целебный мёд с повышенными антибактериальными свойствами, который можно применять в медицинских целях. А вот почему нельзя использовать микроволновые печи для растапливания пчелиной сладости, мы поделимся с вами в ближайших выпусках. Об этом нам рассказали все те же ученые из Словакии.


Теги: мёд