Сахарный диабет. Знакомое словосочетание, не правда ли? В последние годы этот диагноз появляется в медицинских карточках всё большего числа людей. Как утверждают статистики, в 2016 году в России это заболевание ежедневно регистрировалось у 365 человек. При этом, сколько еще осталось «неучтенного» населения с признаками данной болезни, неизвестно. Но больше всего огорчает то, что растет число детей, которым ставится этот роковой диагноз.
Нарушения в работе эндокринной системы весьма опасны в детском возрасте, поэтому врачи первым делом назначают строгую диету, которая предписывает исключить из рациона ребенка все «быстрые» сахара – конфеты, сладости, десерты и прочее. У многих родителей при этом возникает вопрос: «А можно ли при диабете употреблять детям мёд?». На этот счет у врачей есть разные мнения. Об одном из них, а именно о научном исследовании рязанских медиков, мы хотим рассказать в сегодняшнем выпуске.
В 2000 году в Башкирском государственном аграрном университете прошла II Международная научно-практическая конференция под названием «Апитерапия сегодня — с биологической аптекой пчел в XXI век». Среди прочих докладчиков в числе выступавших были врачи из Рязанской детской поликлиники №3. Доклад, озвученный детским эндокринологом Татьяной Владимировной Кудрявцевой, содержал результаты наблюдения за детьми с сахарным диабетом.
Как сказала Татьяна Кудрявцева, самое сложное, с чем приходится сталкиваться и врачам, и родителям в особенности, – это строгое соблюдение диеты. Маленьким пациентам сложно приспособиться к исключению сахара и строгому ограничению на всевозможные сладости. Однако, как показал ее многолетний опыт, полифлёрный мёд – это продукт, который наиболее оптимально отвечает главному требованию – не повышать уровень глюкозы в крови после употребления пищи.
Такие выводы врачи под руководством Т.В. Кудрявцевой сделали после наблюдения за 58 пациентами в возрасте от 2 до 15 лет. Давность заболевания у исследованных детей была различной – от 1 года до 8 лет. Всех их разделили на три группы в зависимости от течения диабета. В первую вошли 12 пациентов, которые болели на протяжении двух лет и находились в стадии компенсированного сахарного диабета. Во вторую группу попали 32 ребенка с сахарным диабетом 1-го типа в состоянии кетоацидоза легкой и средней степени тяжести (так называемая декомпенсированная форма). Оставшиеся 14 детей составили третью группу, т.к. их состояние характеризовалось, как неполная клиническая компенсация диабета.
Комплексная терапия всех исследуемых пациентов включала рекомбинантный инсулин, вводившийся 5 раз в сутки, а также полифлёрный мёд. Доза последнего и время приема различались у каждой группы. Так, 12 пациентов с компенсированным диабетом ежедневно съедали по 10 – 15 г меда, разделяя их на три приема в течение дня. Точное количество рассчитывалось, исходя из углеводной потребности, зависевшей от массы тела ребенка.
Второй группе детей с декомпенсированной формой сахарного диабета проводилась процедура «слепого» зондирования печени (т.е. тюбаж) до завтрака и перед сном. В качестве раздражителя оттока желчи применялся мёд в количестве от 5 до 15 г в зависимости от массы тела ребенка. Помимо этого, десять пациентов, вошедших в данную группу и имевших к основному заболеванию еще и диабетическую гепатопатию, помимо тюбажа с мёдом получали один раз в день парентеральную регидратационную терапию. Последняя позволяла при необходимости корректировать водно-солевой баланс в организме.
Пациенты из третьей группы (медики отнесли их к «контрольной») лечились по традиционной схеме с использованием инсулина, но при этом изредка и без особого контроля в случаях гипогликемии употребляли мёд.
По окончании исследования, проводившегося в стационарных условиях, было выявлено, что у пациентов из первой группы содержание глюкозы в крови на протяжении суток колебалось от 4,2 до 8,4 ммоль/л. При этом симптомов кетоза, развивающегося у диабетиков из-за углеводного голодания клеток, а также гипогликемии не зарегистрировано. Содержание триглицеридов, холестерина и жирных кислот находилось в пределах нормы. Кроме того, уровень гликозилированного гемоглобина не превышал 9%. Организм детей достаточно быстро и легко адаптировался к введению в рацион мёда. Также было отмечено, что психоэмоциональное состояние маленьких пациентов было положительным.
Состояние детей из второй группы, невзирая на степень кетоацидоза, улучшалось уже на второй-третий день после введения мёда в рацион. При этом медикам не приходилось использовать лекарства, которые в большинстве случаев вводятся парентерально в состоянии кетоацидоза. За тот период, в течение которого дети употребляли мёд перед процедурой тюбажа, психоэмоциональное состояние маленьких пациентов улучшилось. Зафиксирована тенденция к нормализации уровня глюкозы в крови, исчезли симптомы ацетонурии и интоксикации, у 2/3 детей возросла устойчивость к физическим упражнениям.
В третьей же группе пациентов, которым разрешалось употреблять мёд при понижении уровня глюкозы в крови, за все время наблюдения клинико-метаболической компенсации не было достигнуто. Это говорит о том, что бесконтрольный и непродуманный прием мёда не способен принести пользу организму ребенка, больного диабетом.
Безусловно, такой опыт рязанских медиков уникален. Мёд не только дает возможность удовлетворить эмоциональную потребность детей, страдающих сахарным диабетом, в сладостях, но и способен привести к улучшению состояния их здоровья. Единственное, что требуется сделать, - это обговорить с лечащим врачом возможность включения пчелиного мёда в рацион вашего ребенка. И помните, что для оздоровления необходим именно полифлерный мёд, который пчелы произвели из нектара различных медоносов. Его главная отличительная черта – наличие большого разнообразия микро- и макроэлементов, энзимов, витаминов и прочих полезных компонентов. Более всего этим требованиям соответствует мёд с северных регионов нашей страны.
0 комментариев