Маточное молочко и мёд заживляют раны, действуя на генном уровне. Результаты международного исследования

маточное молочко и мёд заживляют раны

Маточное молочко и мёд заживляют раны, действуя на генном уровне. Такой вывод можно сделать, анализируя результаты исследования словацких и американских ученых, которые в 2009 году изучали механизм заживления ран на коже человека. Цель их эксперимента заключалась в том, чтобы определить, каким именно образом мёд и маточное молочко влияют на восстановление кожных покровов. И хотя точного ответа на данный вопрос они не нашли, однако проявилась другая сторона двух названых пчелопродуктов, которая представляет для нас большой интерес. Об этом и пойдет речь в нашем сегодняшнем выпуске.

СУТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

В истории есть немало фактов, говорящих о применении мёда для заживления ран на коже человека. Эта его способность использовалась многими народами с древнейших времен. Однако лишь в последние десятилетия ученые пытаются разобраться, каким же именно компонентом обусловливается ранозаживляющее действие мёда. Одни объясняют это свойство химическим составом продукта, мол, минералы и витамины «встраиваются» в кожу. Другие говорят о том, что мёд ускоряет протекание химических реакций в клетках. И это не единственные версии.

Именно по этой причине словацкие и американские ученые взялись выяснить, действительно ли составные компоненты мёда заживляют раны. Точнее они решили проверить влияние одного составляющего – белка маточного молочка под названием апальбумин. Последний является наиболее многочисленным (так сказать главным) белком молочка. В мёде же он присутствует в очень малой концентрации. «Но, может быть, именно он и влияет на заживление ран?» - спросили себя ученые.

Чтобы проверить это, исследователи взяли образцы кожи у здоровых детей. Потом эти клетки размножили в чашках Петри, создав своеобразный кожный покров. Затем они разделили образцы на четыре группы и сделали имитацию ранения на полученных кусочках кожи. Первые чашки оставили без обработки (контроль). Вторые образцы подвергали воздействию 1%-ного водного раствора мёда. Третью и четвертую группы обрабатывали апальбумином в разных концентрациях (5 и 25 мкг/мл соответственно). Этот белок ученые специально выделили из свежего маточного молочка, т.к. хотели сравнить именно его воздействие на клетки человеческой кожи. Эксперимент длился шесть часов, после чего ученые собрали данные и стали их анализировать.

ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Обобщив результаты, авторы выяснили, что контрольная группа образцов «заживала» медленнее остальных. Мёд и апальбумин ускоряли восстановление, но делали это по-разному, причем белок маточного молочка действовал более эффективно. И чтобы понять, в чем это различие заключалось, нужно немного разобраться в работе клетки.

Ученые уже давно доказали, что клетки любых живых организмов «разговаривают» друг с другом. В качестве «слов» они используют белки, которые несут определенную информацию. «Слова» эти произносятся постоянно, и данным процессом занимается ДНК.

Вы наверняка слышали, что ДНК – это хранилище всей информации об организме. Ее можно сравнить с огромной папкой чертежей, где сказано, что и как надо делать, чтобы воссоздать живую плоть. Запустить этот процесс могут лишь особые вещества, и то - для этого им надо пройти несколько уровней защиты (что-то наподобие фэйс-контроля), «присоединиться» к ДНК, «перечертить» нужные схемы (ученые назвали их матричными РНК) и лишь потом отдать эти копии в «сборочный цех» внутри самой клетки. По такому принципу и создаются белки-«слова», которые потом клетка выпускает во внешнюю среду, чтобы получить требуемое для нее вещество.

Этот механизм легко объяснить, если сравнить его с человеческой речью. Чтобы какое-то слово было произнесено, наша мысль (или душа, кому как угодно) заставляет мозг выработать нервный сигнал, который пошевелит мышцы языка, губ, голосовых связок, диафрагмы, легких и других органов. Получатся слова, несущие какую-либо информацию, которая в последствии даст необходимый результат. Например, слова «Хочу кушать!» помогут вам утолить голод, или фраза «Мне больно!» убережет от серьезной травмы.

Примерно то же самое происходит и в клетке: ДНК «думает», посылает «нервные сигналы» (то есть создает «чертежи» под названием матричные РНК), далее конструируются «слова» (белки, именуемые медиаторами), а уж потом клетка получает желаемое. Все достаточно просто, но с одной оговоркой – ДНК надежно защищена в ядре клетки, и получить к ней доступ не каждому «смертному» под силу. Тут уместно привести в пример сказку о Кащее Бессмертном. Помните, где спрятана его смерть и как к ней трудно подобраться? Аналогичная картина и с ДНК, разве что в ней заключена не просто смерть, а существование всего живого.

Так вот, вернемся к мёду и маточному молочку (в нашем случае апальбумину). Оказалось, что оба пчелопродукта усиливают выработку матричных РНК, а это значит, что они свободно проникли к ДНК (так сказать, удовлетворили параметрам фэйс-контроля) и «помогли» ей быстрее произносить нужные команды. То есть и мёд, и апальбумин маточного молочка непосредственно участвовали в процессе клеточного «мышления». Но результаты этого «мышления» были разными.

Ученые проанализировали лишь четыре белка-«слова» из арсенала ДНК, которые были «сказаны» клетками после повреждения и обработки двумя пчелопродуктами. Они выяснили, что мёд помогал ДНК быстрее вырабатывать «чертежи» (т.е. матричные РНК) четырех белков-«слов», сигнализирующих о травме. Причем его скорость была выше – от 2 до 10 раз больше для четырех исследуемых белков-«слов», чем у апальбумина, который усиливал производство «чертежей» (матричных РНК) лишь вдвое.

Казалось бы, это хорошо для клетки (представьте, что к вам пришла группа помощников, которые тоже рассылают сообщения от вашего имени о повреждении жилища). Однако такая чрезмерная «старательность» мёда приводила к повреждению базальной мембраны, на которой начинают свой рост клетки кожи. А базальная мембрана – это все равно что фундамент в доме, разрушение которого приводит к негативным последствиям для всего строения.

Что касается белка маточного молочка, то апальбумин, взятый в значительно больших количествах, чем его содержалось в 1%-ном растворе мёда, не приводил к таким плачевным последствиям. Он совершенно не затрагивал базальную мембрану. Более того, по сравнению с пчелиной сладостью, апальбумин усиливал производство «чертежей» тех белков, которые уменьшают воспалительный процесс. Это, в свою очередь, не только лишний раз доказывает, что маточное молочко лучше заживляет раны, но и объясняет его омолаживающий эффект на кожу.

Благодаря этому эксперименту становится понятным, почему мёд справляется не со всеми типами ран. Ему под силу заживить какие-то незначительные порезы или легкие ожоги (тому есть медицинские доказательства), но повреждения значительных площадей, а тем более инфицированных ран, не всегда успешны. Вот почему для лечения кожных покровов лучше под рукой иметь маточное молочко, чем мёд.

Кстати, это свойство – действие пчелопродуктов на генном уровне – может быть использовано и для заживления внутренних ран, например, язв желудка и 12-перстной кишки либо иных повреждений слизистых оболочек. Важно при этом помнить, что маточное молочко справляется с этой задачей лучше. Сходным действием обладает и прополис, но путь его попадания в организм более «длинный», нежели у молочка. Ведь последнее (если принято в свежем виде под языком) попадает в кровоток за 10-15 минут, а там уже и до клеток «рукой подать». Прополису же приходится сначала миновать желудочно-кишечный тракт и лишь потом его «пропустят» в кровь и доставят к клеткам.

Как видите, результаты этого международного исследования действительно представляют большой интерес. И хотя вопросов по нему рождается еще больше, однако уже этого достаточно для подтверждения того факта, что маточное молочко и мёд на самом деле действуют на генном уровне.