2 ноября мы опубликовали протоколы анализа антибактериальной активности двух видов нашего мёда – 2020 и 2017 года сбора (статья «МЁД ПРИЗНАН МЕДИЦИНСКИМ, ПРИСВОЕН ЕВРОПЕЙСКИЙ ЗОЛОТОЙ ЗНАК КАЧЕСТВА!»). Образец урожая 2017 года был собран пчёлами с борщевика Сосновского. Сегодня мы хотим поделиться своими наблюдениями за цветением этого исполинского растения и подробнее рассказать об итогах анализа борщевикового мёда.
Как вы уже знаете, мы ежегодно отмечаем те медоносы, которые посещают наши пчелы. В этот перечень попадает более 45 растений. Среди них есть несколько видов, выделяющих нектар в большом количестве. Один из таких медоносов – это борщевик Сосновского. За ним закрепилась слава ядовитого растения, вызывающего трудно заживаемые ожоги. И эта его особенность, словно клеймо, ставит негативный отпечаток на достоинстве борщевика – его нектаропродуктивности.
В нашей местности борщевик Сосновского произрастает на значительной площади, и пчёлы активно его посещают. При этом в других районах, где гигант встречается «поштучно», кроме мух на нём никого нет. Такими наблюдениями поделились с нами знакомые пчеловоды, проживающие в подобной местности. Они ни разу не видели на борщевике работающих пчёл, что объясняется очень просто. Эти насекомые «любят» работать на тех медоносах, которых много в округе, что позволяет им собирать достаточное количество нектара. Если же растений-нектароносов мало, то пчёлы посещают их неохотно.
Основываясь на своём опыте, мы можем сказать, что борщевик Сосновского выделяет нектар, невзирая ни на какие погодные условия. И если сравнивать его с липой, которая также здесь произрастает, то борщевик – это стабильное растение. Липы же лишь один раз за 7-9 лет дают пчёлам столько нектара, чтобы заинтересовать их опылением своих цветков (мы имеем в виду свою местность). Возможно, в предыдущие годы, когда климат был иным, эти деревья нектароносили каждое лето, но в последнее время ситуация изменилась. Даже местные старожилы-пчеловоды удивляются, что в июле не слышно гула пчёл на липах.
Борщевик же выделяет нектар в любой сезон, хотя и у него есть свои пиковые периоды. Например, так было в 2017 году. Иные медоносы нашей местности цвели «в холостую», зато «ядовитый» борщевик побил все рекорды. Мёд того года был очень тёмным, с необычным ароматом и вкусом, отличающимся хорошо заметной кислинкой. Послевкусие спустя несколько месяцев хранения этого мёда оставляло ощущение, будто попробовал какао. Севший мёд имел мелкозернистую текстуру, похожую на крем и был довольно мягким.
С того сезона у нас осталось несколько литров борщевикового мёда, и нынешней осенью мы решили отправить его на анализ в Академию наук Словакии. Нам было важно знать какими свойствами мёд с чистого борщевика обладает и на сколько сохранились его антибактериальные характеристики, спустя три года. Результаты пришли 27 октября 2020 года, и они нас приятно удивили.
Исследование проводилось в лаборатории апидологии и апитерапии отдела микробной генетики Института молекулярной биологии (такое же сопоставление проводилось и для продукции 2019 года, смотрите здесь). Руководитель лаборатории, доктор Юрай Майтан, сравнил борщевиковый мёд с мёдом «Ora Manuka Honey UMF 15+» из Новой Зеландии и тремя медами из Словакии.
Первый измеренный параметр – антибактериальная активность против двух патогенов: золотистого стафилококка и синегнойной палочки. Результаты теста показали, что минимальная ингибирующая концентрация (количество мёда, растворенного в воде, способное подавить размножение и рост бактерий) борщевикового мёда составляет 4% для золотистого стафилококка и 8% для синегнойной палочки. Эти же значения для новозеландского пчелопродукта были равны 6% и 14% соответственно для каждой бактерии, что доказывает более высокую эффективность борщевикового мёда.
Второй показатель – это белковый профиль. Наш борщевиковый мёд сопоставляли с тремя образцами мёда из Словакии. Два из них были куплены в супермаркете («CS1» и «CS2»), а третий («S1») – у пчеловода. Для контроля использовалась полоса белковых маркеров, скомпонованная из смеси предварительно окрашенных белков с точной молекулярной массой (полоса «М» на рисунке 2):
Рис. 2. Белковый профиль различных образцов меда. CS1 и CS2-представляют собой коммерческие образцы меда, приобретенные в супермаркетах Словакии, S1 - словацкий образец меда от пчеловода, R1-российский тестированный образец меда. М-белковый маркер (смесь предварительно окрашенных белков с точной молекулярной массой). Красная стрелка обозначает положение доминантного белка (MRJP1) в меде. Зеленые стрелки представляют неизвестные белки / пептиды в образцах меда.
В протоколе анализа доктор Майтан пишет: «Мы определили наличие общего содержания белка, который должен быть в основном пчелиного происхождения. По результатам этого анализа может быть выявлен фальсифицированный мёд (искусственный мёд или разбавленный раствором сахара). В случае фальсификации будут видны очень слабые полосы. Как показано на рисунке N2, коммерческий образец мёда «CS2», очень вероятно, был разбавлен, потому что видно низкое количество белков. Российский тестируемый образец мёда «R1» показал адекватное количество белка. Он включал основные белки маточного молочка (MRJPs), что на рис. 2 отмечено красной стрелкой. Соответствующая ей интенсивная полоса представляет MRJP1, доминирующий белок мёда, секретируемый пчёлами в нектар в процессе его превращения в мёд. С другой стороны, тестируемый образец содержал дополнительные белки/пептиды (зелёная стрелка), которые, скорее всего, имеют пыльцевое или нектарное происхождение».
Из результатов этого анализа можно сделать два вывода. Во-первых, наш мёд даже спустя три года хранения обладает высокими антибактериальными свойствами (заметим, что все баночки хранятся в тёмном месте при температуре от +17 до +25 градусов). Во-вторых, нектар с борщевика не ядовит, как думают многие. Наоборот, мёд с данного растения обладает высокими антибактериальными свойствами. Более того, основываясь на европейской градации качества пчелопродуктов, согласной которой нашему мёду урожая 2020 года присвоен Золотой знак качества (смотрите тут), образец с борщевика также соответствует критериям этого стандарта. А это значит, что борщевиковый мёд также достоин Золотого знака качества и полностью подходит для применения в медицинских целях. Из всего вышесказанного вытекает логическое заключение: борщевиковый мёд ничем не уступает элитным сортам мёда.
Как видите, борщевик Сосновского – не такое опасное растение, как кажется. Тем более, что природа не создала ничего бесполезного. Вот и у борщевика теперь есть научно доказанное полезное свойство: высокие антибактериальные свойства мёда из его нектара. Поделитесь этой информацией со своими друзьями и родными! Она поможет им по достоинству оценить само растение и продукцию, которое оно даёт – натуральный целебный мёд.
0 комментариев