пчелиный воск

Пчелиный воск – это достаточно известный продукт, который чаще всего находит применение в медицине и в косметологии. Его используют для изготовления мазей, кремов, губной помады, свечей (как лечебных, так и декоративных) и др. Находит он свое применение и в технической отрасли. Даже десантникам он необходим, чтобы смазывать стропы парашютов.

В зависимости от конечной цели использования к пчелиному воску предъявляются и разные требования. Самый чистый, отбеленный необходим для фармацевтических и косметологических нужд. Но, оказывается, даже и такой воск может быть загрязненным. Вы спросите: «Чем?» Ответ будет таким же, что звучал в наших двух предыдущих темах: «НЕПРАВИЛЬНЫЙ МЁД» от 26.10.2017 г. и «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ» ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА» от 02.11.2017 г.

Да, к сожалению, воск не является исключением из правила. Он тоже может быть «одарен» поллютантами, пестицидами, лекарственными препаратами и прочими чуждыми ему веществами. Доказательств этого факта много, и по этой причине в сегодняшнем выпуске мы уделим внимание тому, как выбрать безопасный воск.

Начнем, пожалуй, с доказательств. Исследования, посвященные содержанию в воске опасных веществ, имеются как в нашей стране, так и за рубежом. Одно из них опубликовано в журнале «Пчеловодство» №10 за 2009 год. Автор публикации Сусанна Пашаян, кандидат биологических наук, доцент Тюменской Государственной сельхозакадемии, приводит весьма убедительные результаты исследования восковых сотов, полученных с южных пасек Тюменской области. Образцы для изучения отбирались на протяжении пяти лет, начиная с 2002 года.

Исследователей весьма интересовали такие химические элементы, как свинец, цинк, медь, мышьяк, кадмий, стронций и цезий, а также пестициды ДДТ и ГХЦГ. Длинные наименования последних приводить не имеет смысла (как говорится, язык сломаешь, пока прочтешь), зато имеет смысл сказать об их «роли». До их всемирного запрета, пришедшегося на 1970-е годы, эти препараты пользовались большой популярностью, т.к. с легкостью расправлялись с насекомыми-вредителями. «Почему же тогда их запретили?» - спросите вы. Да потому, что от них стали не только рождаться малыши с серьезными патологиями и уродствами, но и люди умирать. Более того, эти соединения способны накапливаться в почве, растениях и животных, включая человека. Поэтому, даже несмотря на прошедшие после запрета десятилетия, исследователи до сих пор обнаруживают их во многих образцах (и в воске в том числе). Вот почему тюменские ученые обратили внимание на эти компоненты.

Чтобы не утруждать вас многочисленными цифрами наличия всех исследованных элементов, приведем лишь краткую выборку. В частности, наименьшее содержание вредных веществ отмечалось в сотах, прослуживших один год и использовавшихся пчелами для хранения мёда. В годичных сотах, служивших для выведения расплода, уровень исследованных веществ был несколько больше. Наличие тех же самых элементов через три года использования сотовых рамок было уже в разы выше. К примеру, если в годичном «расплодном» соте содержалось в среднем 0,19 мг/кг свинца, то через три года его количество увеличилось в 11,1 раза. Практически на одном уровне держались показатели меди и мышьяка. Чего не скажешь о цинке (его средний уровень с 7,57 мг/кг за три года поднялся в 5,8 раз) и кадмии (рост с 0,016 до 0,115 мг/кг, т.е. в 7 раз).

Похожая картина вырисовывалась и в отношении пестицидов с радионуклидами (цезий и стронций), хотя в этом случае рост показателей был не столь значительным. Так, количество ДДТ в годичных сотах в среднем составляло 0,002 мг/кг, ГХЦГ – 0,001 мг/кг. Через три года их уровень составил 0,005 мг/кг и 0,003 мг/кг соответственно. Количество цезия-137 за три года возросло со средних 36,7 Бк/кг до 49,6 Бк/кг, стронция-90 – с 24,8 до 34,3 Бк/кг.

Для тех, кому интересно, почему именно расплодные соты «грешат» обилием поллютантов, можем привести свое мнение, основанное на практике и логике. Из опыта нам известно, что пчелы складывают пергу рядом с расплодом, чтобы личинок было удобно кормить. А логика добавляет, что «обогащенная» тяжелыми компонентами перга за счет наличия в ней липидов «передает» часть груза липидным компонентам воска. Вдобавок такую пищу потребляют личинки, что также способствует перемещению опасных «ингредиентов» в расплодные ячейки. Мёд же, как вы знаете об этом из статьи от 26 октября, не настолько «обогащен» тяжелой ношей, поэтому и медовые соты загрязняются меньше. Вот такое простое объяснение.

Однако вернемся к исследованию тюменцев. В процессе работы ученые обратили внимание на такой факт, как влияние местности на содержание опасных соединений в воске. В частности, образцы из Тюменского района, расположенного ближе всего к городу, отличались самым высоким уровнем свинца. За Исетским районом было закреплено первое место по количеству цинка и меди. Относительно «чистыми» в плане наличия поллютантов были восковые соты из Ярковского района. А вот «первенство» по пестицидам и радионуклидам присвоили Нижнетавдинскому району. Чистыми в плане радионуклидов оказались образцы из Сладковского района, а по пестицидам – воск из Бердюжского района.

Таким образом, Сусанна Пашаян доказала, что пчелиный воск тоже способен аккумулировать загрязняющие вещества. При чем эта его сторона во многом определяется не столько возрастом сота (то есть сроком использования), сколько состоянием окружающей среды.

«А что насчет лекарств? Разве они тоже попадают в воск?». И на этот ваш вопрос мы дадим утвердительный ответ. Подтверждения тому также имеются в журнале «Пчеловодство» (выпуск No5 за 1996 г.). В этом издании приводится ряд исследований, доказывающих, что инсектициды, применяемые на пасеках, проникают в воск и пергу. Вот цитата лишь об одном из препаратов: «При использовании апистана на протяжении 13 месяцев остатки действующего вещества в воске составили 24000 мкг/кг, а в меде – 120-240 мкг/кг». То есть наблюдается минимум стократная разница между воском и медом! А о том, что в воске обнаруживаются антибиотики, можно прочесть в No10 за 2010 год того же издания.

Как видите, картина совсем нерадостная. Особенно, если принять во внимание тот факт, что при перетопке таких загрязненных сотов в готовом воске все равно окажутся тяжелые металлы, пестициды и прочая небезвредная «химия». Более того, именно двух-, трехлетние восковые рамки чаще всего идут на перетопку. Хотя есть пасечники, которые выбраковывают соты лишь после 5-6 лет использования. Сколько «добра» в таком воске и предположить страшно.

«И что же тогда делать?» - зададут свой вопрос небезучастные читатели. Во-первых, искать воск, полученный на пасеке в экологически чистом районе. А во-вторых, есть лучшая альтернатива – забрусный воск.

Его отличие в том, что получается он в результате перетопки забруса – восковых крышечек, которыми пчелы запечатывают мёд. Он обладает двумя отличительными чертами. Мало того, что он «молодой» (ему чаще всего 2-4 недели, ну максимум 3 месяца), так его и для расплода не использовали (личинок пчелы запечатывают иными по составу крышечками).

Но и это еще не все достоинства. При перетопке старых сотов в воск нередко попадает прополис, который также «заражен» опасной химией (не может ведь в загрязненной среде один продукт оставаться чистым). Тяжелых металлов в пчелином клее порой столько же, сколько и в перге, о чем мы обязательно вам расскажем в будущем. Забрус тоже содержит прополис, но, во-первых, его количество там небольшое. А во-вторых, он отличается от собираемого в природе тем, что пчелы вырабатывают его в результате поедания пыльцы, следовательно, в нем отсутствуют заносимые извне опасные вещества.

Ну, и как дополнительный «бонус» - забрус чаще всего не подвергается обработке лекарственными препаратами, поскольку в соответствующей нормативной базе четко оговорено, что применять инсектициды и антибиотики в период главного взятка запрещено. Исключение делается только для семей, которых нельзя оставить без лечения, но и продукция из таких ульев не подлежит продаже.

Вот и получается, что идеальнее забрусного воска, полученного в экологически чистой местности, для косметических и медицинских целей ничего не найти.


Теги: воск