мёд от "потомственных" пчеловодов

Известно, что мед – это очень полезный продукт, который при правильном употреблении, способен существенно поправить здоровье. По этой причине на пчелиную сладость всегда будет спрос. А раз так, следуя законам экономики, должно быть и предложение. Вот тут-то и прячутся подводные камни да «коты в мешках». Как же избежать неприятных сюрпризов для себя и своего бюджета? Об этом мы и будем рассказывать вам на нашей странице. И сегодня первая публикация будет посвящена медовым ярмаркам.

В последние годы это явление в нашей стране (да и не только у нас) получило массовое распространение. В ход пускается даже религиозная составляющая – православный праздник Медовый Спас. Чаще всего именно к этой дате приурочивается большинство продажных дней. Причем удивителен тот факт, что независимо от расстояния во всех городах в один и тот же день торгуют потомственные пчеловоды «Рыжиковы», «Ивановы» и прочие. Вы можете возразить: «Это однофамильцы!» Да вот, к сожалению, нет – все они стоят в одинаковых палатках и реализуют товар с одинаковыми этикетками. Может ли быть такое в реальности? Нет. И сейчас мы поделимся своим мнением на этот счет.

Организация медовых ярмарок начинается с «верхов», точнее с администрации, потому что необходимо получить разрешение на использование городской площади. Подключаются также другие органы и инстанции – полиция (для контроля порядка), санэпидемстанция (для контроля продукции и здоровья продавцов) и прочие «заинтересованные». Это уже первый повод задуматься: под силу ли обычному человеку или группе обычных пчеловодов организовать такое масштабное мероприятие в своем городе?

А дальше надо рассмотреть объемы реализуемой продукции. Чаще всего у таких «потомственных» пчеловодов представлен богатый ассортимент. Какого только меда у них не встретишь! Каких только настоек, выдержек и препаратов на основе пчелопродукции не увидишь! Может быть, они и в самом деле все успевают? Но тут возникает вопрос: как это все выработать на одной пасеке, ведь на этикетках указан один и тот же производитель? Не могут же они привезти по паре-тройке литров (или килограммов) своей продукции в каждый город России. Это просто нерентабельно.

Ну а следом идет закономерный вопрос о численности этой «потомственной» семьи. Даже если они принимают участие в ярмарках, проходящих одновременно в 5 городах, то кто же тогда оставлен на хозяйстве? Кто следит за пасекой? Вопросы весьма интересные, если учесть, что таких «родственников» значительно больше, чем десять или двадцать.

И вот мы плавно подошли к непосредственным работам с пчелиными семьями. Городскому жителю совсем невдомек, что получение меда, прополиса, перги, маточного молочка и прочей продукции требует практически ежедневных трудозатрат со стороны пчеловода. Содержание пчел – это не просто «поставил улей и спи спокойно». Рабочий сезон начинается в марте, в апреле количество пасечных операций удваивается, а начиная с мая и по конец сентября работы столько, что ходить к медоносной братии приходится практически ежедневно. В этот период об отдыхе можно только мечтать. Затем в октябре напряжение спадает – дел становится в разы меньше. И лишь оставшиеся четыре месяца пчеловод может «позагорать» под зимним солнцем, проверяя ход зимовки пчелиных семей, вытапливая воск, сколачивая пчеловодные рамки и натягивая проволоку на них.

Хорошо, если пасеку ведет семья из двух-трех человек. Но зачастую вся работа ложится на плечи одного. Вот почему в России пчеловоды в среднем держат 25-30 семей. Редко, кто замахивается на сотню-другую пчелиных домиков, потому как справиться с ними можно лишь при наличии помощников и соответствующего (уже профессионального) оборудования. Более того, содержание такого количества семей требует их размещения на разных участках (точках), что обусловлено нехваткой медоносной базы. Это как в том советском мультфильме, когда барин хотел из одной шкуры сшить себе 11 шапок. То же и с пасекой: можно тонну меда собрать в 20 семей, а можно «размазать» и в сотне ульев.

Это же обстоятельство объясняет и другой момент – разнообразие сортов у «потомственных пчеловодов». Иметь на прилавке одновременно мед с липы и разнотравья, с разными экзотическими и отечественными добавками просто невозможно. Это трудновыполнимо, даже если у тебя 100 семей на четырех участках. Ведь специфика их содержания и откачки меда не позволяет располагать точки слишком далеко друг от друга (не наездишься просто-напросто).

Вот и напрашивается один единственный вывод: некая организация скупает у мелких пчеловодов мед за бесценок, купажирует его (под этим словом скрывается обычный обман – добавление дорогих качественных северных медов к дешевому южному подсолнечниковому) и перепродает, сделав приличную накрутку. А дабы не быть единственными продавцами на ярмарках, от имени высокопоставленных инстанций приглашают местных пасечников. Последним же иной раз трудно конкурировать с «потомственными пчеловодами», имеющими красиво оформленные баночки/скляночки и знающими приемы завлечения покупателей. Вот и выходит, что горожане попадаются на удочку с наживкой из презентабельной упаковки, а потом сожалеют о потраченных средствах.

Пчеловодам с небольших пасек дорог каждый час, особенно в северных регионах, где погожих дней не так уж и много. В августе и сентябре любая минута используется ими для работы с пчелами: и мед нужно отобрать, и корма проверить, и полечить при необходимости, и гнезда к зиме сформировать и много чего еще. Вот почему в больших городах не встретишь настоящих пчеловодов за прилавком. Им просто некогда. К тому же мед у них разбирают местные жители.

А ярмарки? Ярмарки – это… в общем, место, на посещение которого не стоит тратить свое время. Лучше использовать его для поиска надежного пчеловода, ценящего свой труд и знающего пчел не только по картинкам.

Теги: мёд